Правила, порядок поведения и действий учащихся при угрозе осуществления террористического акта
Убедительно просим Вас изучить настоящие правила и позаботиться о том, чтобы их знали все члены вашей семьи. Из них Вы узнаете, как защитить себя, спасти свое здоровье и жизнь, спасти своих родных, близких и друзей в случае угрозы или осуществления террористического акта.
Родители!
Вы отвечаете за жизнь и здоровье Ваших детей. Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность для жизни.
Еще раз напоминаем! Не предпринимайте самостоятельных действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам, разрушениям.
1. Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться самодельным взрывным устройством:
Если Вы обнаружили подозрительный предмет - не оставляйте этот факт без внимания!
а) в общественном транспорте:
опросите людей находящихся рядом, постарайтесь установить принадлежность предмета (сумки и т.д.) или кто мог его оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту и т.д.).
б) в подъезде своего дома:
опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен -немедленно сообщите о находке в Ваше отделение милиции
в) в учреждении:
немедленно сообщите о находке руководителю учреждения
Во всех перечисленных случаях:
© не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку;
© зафиксируйте время обнаружения находки;
© постарайтесь сделать так, что бы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
© обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы;
© не забывайте, что Вы являетесь основным очевидцем.
Помните!
Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.
2. Как действовать учащимся при захвате автобуса?
Если Вы оказались в захваченном террористами автобусе, не привлекайте к себе их внимание.
Осмотрите салон, отметьте места возможного укрытия в случае стрельбы.
Успокойтесь, попытайтесь отвлечься от происходящего, читайте, разгадывайте кроссворды.
Снимите ювелирные украшения, не смотрите в глаза террористам, не передвигайтесь по салону и не открывайте сумки без их разрешения.
Не реагируйте на их провокационное или вызывающее поведение. Женщинам в мини-юбках желательно прикрыть ноги.
Если спецслужбы предпримут попытку штурма - ложитесь на пол между креслами и оставайтесь там до конца штурма.
После освобождения немедленно покиньте автобус, т.к. не исключена возможность предварительного его минирования террористами и взрыва (возгорания).
Порядок приема учащимися сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону
постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;
по ходу разговора отметьте пол, возраст, особенности речи звонившего (голос, темп речи, произношение, манера речи и т.д.);
отметьте звуковой фон (шум, звуки, голоса);
отметьте характер звонка (городской или междугородний);
зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность;
при наличии на Вашем телефонном аппарате автомата определения номера - запишите определившийся номер в тетрадь.
При получении письменной угрозы:
уберите документ в чистый полиэтиленовый пакет и жесткую папку;
не оставляйте на нем отпечатков своих пальцев;
не расширяйте круг лиц, знакомящихся с содержанием документа;
анонимные документы не сшивайте, не склеивайте, не делайте на них надписи, не сгибайте, не мните. Регистрационный штамп проставлять только на сопроводительных письмах организаций.
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма в соответствии с УК РФ (ст. 207) наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок 1-2 года, либо арестом на срок 3-6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
Психологические рекомендации поведения при возникновении экстремальных ситуаций
Для того чтобы подготовить себя к действиям в опасных экстремальных ситуациях необходимо умение управлять собой, своими чувствами, мыслями и ощущениями.
А для этого необходимо:
Развивать у себя установку на выживание, т.е. готовность к спокойным и целенаправленным действиям;
Уметь анализировать свои поступки и действия, ошибки и промахи, чтобы в будущем их не повторять;
Развивать и укреплять свои волевые качества (уверенность, настойчивость, целеустремленность, умение противостоять трудностям и преодолевать их);
Научиться побеждать свой страх, заставить себя спокойно рассуждать и поставить перед собой цель – выжить, во что бы то ни стало.
Чтобы побороть свой страх, необходимо:
внимательно осмотреться, найти удобное положение, позволяющее расслабиться и успокоиться;
дышать глубоко и спокойно;
сосредоточившись на ближайших делах, размышлять и планировать свои дальнейшие действия.
Перечисленные выше качества и привычки каждый должен вырабатывать в себе самостоятельно в повседневной жизни.
Порядок действий директора, административного и педагогического персонала школы по предотвращению террористического акта.
В случае обнаружения подозрительного предмета на территории школы незамедлительно:
¨ сообщить о случившемся в правоохранительные органы по телефону 02 поставить в известность об этом директора школы;
¨ зафиксировать время его обнаружения;
¨ до прибытия оперативно-следственной группы дать указание окружающим не трогать обнаруженный предмет, не предпринимать самостоятельных действий с ним, не приближаться к нему, находиться на безопасном расстоянии от него;
¨ обеспечить возможность беспрепятственного прохода (проезда) к месту обнаружения подозрительного предмета сотрудников и автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС России, служб эксплуатации.
¨ Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных работ используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки. Прикосновение к ним может привести к взрыву!
При обнаружении взрывчатых веществ (устройств), радиоактивных, химических и иных предметов, представляющих собой опасность для жизни и здоровья обучающихся и сотрудников, а также при наличии других признаков теракта необходимо:
· немедленно доложить дежурному органов внутренних дел (служба "02)
· организовать эвакуацию обучающихся (детей) и сотрудников в безопасную зону;
· принять меры к оцеплению опасной зоны и запрещению прохода в нее людей;
· по прибытии на место оперативной группы действовать в соответствии с указаниями руководителя группы;
· доложить о происшедшем в районный отдел образования
При захвате обучаемых и персонала школы в заложники необходимо:
1 о сложившейся в школе ситуации незамедлительно сообщить в отделения милиции и ФСБ по известным телефонам и поставить в известность об этом начальника районного отдела образования;
2 не вступать в переговоры с террористами;
3 при необходимости выполнять требования захватчиков, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить преступникам;
4 не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, не провоцировать действий, влекущих применение оружия захватчиками;
5 обеспечить возможность беспрепятственного прохода (проезда) к месту нахождения преступников сотрудников и автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС России;
6 по прибытии сотрудников спецподразделений МВД и ФСБ оказать им помощь в получении интересующей их информации.
Порядок действий директора, административного и педагогического персонала школы в чрезвычайных ситуациях
1 При внезапном взрыве не теряться, спокойно оценить обстановку. В случае необходимой эвакуации взять документы, носильные предметы
первой необходимости, деньги. Продвигаться осторожно, не прикасаться к обвисающим конструкциям, не трогать оголившиеся провода.
Не пользоваться открытым пламенем во избежание взрыва газовоздушной смеси.
2 При сильном задымлении или запыленности использовать ватно-марлевые повязки или защитить органы дыхания смоченным куском ткани (платок, полотенце, обрывок простыни, скатерть и т. п.). Действовать в строгом соответствии с указаниями должностных лиц по системе оповещения.
3 Оказавшись в завале, постараться не падать духом, не отчаиваться, по возможности успокоить себя, дышать глубоко и ровно, настроиться терпеть голод и жажду, попробовать двигаться, не тратить напрасно силы. Голосом и стуком пытаться привлечь к себе внимание людей, особенно если слышны их действия вблизи.
4 Находясь глубоко от поверхности земли, перемещать вправо-влево любой металлический предмет (кольцо, ключи, браслет и т. п.) для возможного обнаружения вас металлоискателем. Беречь кислород, не зажигать спичек, свечей, не пользоваться зажигалками. Двигаться осторожно, чтобы не вызвать нового обвала, ориентироваться по движению воздуха, поступающего снаружи. Если есть возможность, с помощью подручных средств (предметов) - досок, кирпичей и т. п. - укрепить от обрушения нависающую плиту (потолок). Верить в возможность оказания вам помощи.